Словарь терминов

Зонирование — интерьерное разделение пространства одного помещения на несколько зон с различной функциональностью. Как правило, применяется в однокомнатных квартирах с большой площадью, квартирах-студиях, а также двух- и трехкомнатных квартирах при наличии большого количества членов семьи. Эффективно используется для организации коммерческих и офисных пространств. Может служить и для создания определенного визуального эффекта — увеличения небольшой комнаты или, наоборот, визуального уменьшения крупного помещения.

Пример зонирования: размещение в одной комнате гостиной и рабочего места; позиционирование в клубе VIP столиков; нишевое, приватное размещение столиков в ресторане.

Современная архитектура и дизайн предполагают 7 традиционных способов зонирования:

  • Арочный — граница зоны или ее приватность подчеркиваются декоративной аркой.
  • Декоративно-конструктивный — для зонирования в интерьер интегрируются стеклянные полки, подсветки, ниши, декоративные аквариумы, а также иные элементы декор-конструкций.
  • Подиумный — подиум в зонировании может исполнять как декоративную, так и декоративно-прикладную функцию благодаря широким возможностям вариации по высоте — от 15 см. до нескольких ступеней.
  • С использованием фальш-перегородки — зонирование организуется с помощью установки облегченной стенки.
  • С использованием раздвижных дверей — для зонирования используются прозрачные, полупрозрачные или непрозрачные раздвижные двери. Традиционное решение для больших пространств.
  • Интерьерный — зоны определяются правильным выбором и расстановкой мебели. Как правило, для зонирования используются диваны, шкафы и стеллажи.
  • Интерьерно-текстильный — зона отделяется с помощью штор или декоративной драпировки.

Композиция — организация интерьерного пространства. Может включать в себя зонирование, выделение ярко выраженного «центра» или смещение стержня (основы) композиции к угловой или пристенной зоне, в зависимости от функциональности и оптимального эстетического решения.

Пример: Самым древним композичионным центром являлся очаг, позже — внутренний дворик дома, в Средние века — камин. В современном дизайне композиционный центр определяется, прежде всего, функциональностью помещения, реже — эстетической догмой комплексной идеи дизайна.

Стиль — совокупность устойчивых форм, колора, декора и иных интерьерных отличий, подчиненных общим эстетическим, психологическим и концептуальным правилам.

Основные архитектурные и интерьерные стили:

  • Антика — отличается гармонией форм, использованием в архитектуре помещений таких элементов как колонны и кариатиды. Одним из основных интерьерных материалов является камень.
  • Готика — основывается на подчеркивании вертикалей, высоты помещения. Может включать в себя многоцветные витражи, а также масштабную световую композицию.
  • Классика — сочетание предельной функциональности со строго определенной гармонией:

– классицизм — предполагает в интерьере лепнину, мрамор, колонны, художественный паркет
– барокко — предполагает сложный максималистичный декор с использованием золота, серебра, кости, мрамора, хрустальных инкрустаций.
– рококо — подчеркнутая грациозность и изысканность. Предполагает лепные узоры, многочисленные зеркала, статуэтки, использование пастельных тонов.
– ампир — максимализм в использовании зеркал, массивная мебель величественных форм.

  • Модерн — строится на мягких и плавных линиях, рассеянной световой композиции. Предполагает изящный интерьер (например, мебель с витыми ножками).
  • Конструктивизм — основан на максимальной функциональности и минимальном декоре.
  • Ар-деко — простой по геометрии стиль, который называют «жизнеукрашающим». Базируется на сочетании экзотики и простоты.
  • Консерватизм — основывается на солидном, респектабельном, но не вычурном интерьере.
  • Романтизм — основывается на фольклорных формах декора, сдержанности и спокойствии в колоре и интерьере.
  • Поп-арт — основывается на экспрессии и контрастах. Обычные предметы возводятся в ранг искусства.
  • Минимализм — основывается на идеальных пропорциях и минимуме интерьерных элементов.
  • Неоклассицизм — сочетание минимализма и классики в индивидуальной пропорции.
  • Постмодернизм — основывается на гротескном подражании иным стилям
  • Брутализм/необрутализм — нарочито грубый, показной интерьер с резкими формами
  • Кантри — сочетание удобства, практичности и комфорта в гармоничной визуализации деревенских интерьеров.
  • Китч — строится на принципиально несочетаемых цветах и формах
  • Хай-тек — концептуальное ударение на современности, использование трендовых цветов, инновационных материалов и конструкций, интерьера последнего поколения.
  • Эклектика — гармоничное сочетание нескольких стилей.
  • Этника — сочетание цветов, декора и элементов интерьера, характерных для определенной региона, страны или даже города. Традиционно подразделяется на английский, французский, немецкий, нью-йоркский, китайский, японский, африканский, средиземноморский и скандинавский.

Визуализация — воспроизведение чертежей архитектора или дизайнера средствами компьютерной графики.

3D визуализация — отображение архитектурного или дизайн проекта в компьютерной 3D модели. Клиент видит на экране объемное изображение конечного результата, может воочию оценить эстетические и функциональные нюансы, наглядно сравнить различное расположение элементов или различные дизайн решения.

Макетирование — создание макета здания или интерьера по чертежам архитектора/дизайнера. Удобное средство презентации проекта перед партнерами. Позволяет «оценить» планируемый результат со всех сторон в реальности.

Прототипирование — изготовление образца по 3D компьютерному прототипу. Используется для изготовления эксклюзивной мебели. Обеспечивает 100% точность в передачи цвета, пропорций и даже материалов. Может служить генеральным образцом для изготовления мебели под заказ.

Генеральный план — масштабное изображение объекта, включающее схематичное обозначение входов, ландшафтных элементов, транспортных путей и способов подъезда к объекту. Как правило, оформляется в качестве вида сверху, но в некоторых случаях может быть совмещен с планом 1-о этажа.

ПОЗУ — план организации земельного участка. В отличии от генерального плана, который может относиться только к возводимому/реконструируемому зданию, ПОЗУ включает в себя ландшафтные решения, а также решения по инфраструктурной и инженерной организации прилегающей к объекту территории.

Инженерные решения — подразделяются на проекты подвода инженерных сетей (внешние коммуникации — газопровод, тепловые сети, внешний водопровод, внешняя канализация и т.д.) и проекты разводки и подключения инженерных систем (внутренние коммуникации — электропроводка, теплообеспечение, внутренний водопровод и канализация).

Необходимость инженерных решений заключается не только в комфортном и экономичном проведении коммуникаций, но и в создании безопасно и эффективно работающей совокупности сетей и систем.

Журнал авторского надзора — прошнурованный и пронумерованный альбом, в который заносятся сведения о проведении работ, замечания и корректировки, а также сведения об их приведении к исполнению. Все данные датируются и подписываются ответственным за проведение надзора.

Проходимость — человекопоток в день. Влияет на нагрузку, испытываемую отделочными материалами и предметами интерьера.

ППР, ППРк, ПОС — проект производства работ, проект производства работ кранами и проект организации строительства. Содержат информацию о необходимых подвозах материалов и оборудования, а также графики поставок и выполнения работ, в соответствии с которыми ведутся строительные работы. Являются обязательными для начала строительства.

Кладочный чертеж — чертеж с подробной раскладкой материалов (строительных и отделочных). Является основным ориентиром для строительно-ремонтного подрядчика.